Preview

Вестник войск РХБ защиты

Расширенный поиск
Том 8, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОТ ХИМИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА

109-121 277
Аннотация

Формирование аэрозоля 2-хлоробензальмалонодинитрила (CS) во время горения пиротехнической смеси в газовых гранатах сопровождается образованием многочисленных продуктов термолитической деградации. Многие из этих продуктов (включая и сам CS) являются весьма реакционноспособными веществами, вследствие чего состав аэрозоля значительно отличается от набора продуктов, которые можно обнаружить впоследствии в объектах окружающей среды.

Цель работы – обнаружение и идентификация производных CS в образцах грунта и в материале газовых гранат, доставленных из зоны проведения специальной военной операции, для оценки их относительного содержания и выбора перспективных маркеров факта применения CS.

Методы исследования. Обнаружение и структурную идентификацию продуктов деградации CS выполняли методами газовой и жидкостной хромато-масс-спектрометрии низкого и высокого разрешения.

Результаты исследования. Обнаружены более 30 соединений, являющихся продуктами окисления, восстановления, термолитической деструкции и димеризации CS и его производных. Методом жидкостной хромато-масс-спектрометрии, ранее не использовавшегося для подобных работ, предположительно идентифицировали пять соединений, сведения о которых в отношении газовых гранат отсутствуют в доступных нам источниках.

Вывод. В случае анализа объектов методом газовой хромато-масс-спектрометрии наиболее удобным маркером применения CS является 2-хлорбензилмалонилдинитрил, в то время как содержание самого CS может быть незначительным. Для варианта анализа методом жидкостной хромато-масс-спектрометрии предпочтителен поиск продуктов циклизации CS хинолиновой природы (положительный режим ионизации), а для отрицательного режима – продуктов димеризации и восстановления CS.

Биологическая безопасность и защита от биологических угроз

122-134 200
Аннотация

Ранее неизвестный вирус из семейства ортопоксвирусов (Orthopoxvirus, OPXV) вызвал серию оспопоподобных заболеваний среди жителей Аляски. Пациент с иммунодефицитом умер на фоне генерализованной инфекции, по клинике сходной с натуральной оспой. Вирус получил название – вирус оспы Аляски (Alaskapox virus, AKPV).

Цель исследования – обобщить имеющуюся информацию о природе и опасности для людей AKPV и его эпидемическом значении в контексте других активизировавшихся ортопоксвирусов.

Материалы и методы исследования. Использовались англоязычные источники, доступные через базы данных PubMed и Google Scholar. Анализ информации проводился от частного к общему. Рассматривались биологические и другие свойства AKPV в сопоставлении с аналогичными у известных OPXV.

Обсуждение. AKPV относится к OPXV Нового Света, но имеет тесные филогенетические связи с OPXV Старого света. Клиника болезни, вызванной AKPV и другими OPXV, имеет ряд общих симптомов, обобщенно называемых ортопоксвирусным синдромом. Он характеризуется начальным продромальным периодом в виде лихорадки, недомогания, головной болью, миалгией и, реже, тошнотой и рвотой. После инкубационного периода продолжительностью от 10 до 14 сут, в течение недель на фоне лимфоаденопатии происходит последовательное образование пятен, папул, везикул, пустул, язв, сухих корок и депигментированных рубцов. У иммунодефицитных больных OPXV могут вызывать смертельную инфекцию, напоминающую натуральную оспу. При обнаружении у пациента данного синдрома, необходимо предполагать OPXV-инфекцию и дальше вести пациента в соответствии с методическими рекомендациями МР 3.1.0291-22. Также существует риск использования любого обнаруженного OPXV в качестве источника генов для модификации в направлении «усиления функций» других патогенов или для имитации эпидемий и пандемий.

Заключение. Проникновение AKPV в популяции людей является частью процесса активизации природных очагов OPXV. Филогенетическое положение AKPV говорит о том, что он может иметь природные резервуары не только на Аляске, но и в зоне бореальных лесов России от Камчатки до Карелии. Искусственное глобальное распространение оспы обезьян малоконтагиозной клады WA, показывает, что технологии социальной инженерии в сочетании с глобальной пропагандой позволяют имитировать пандемии OPXV даже с помощью тех их видов, которые считались неспособными к такому распространению.

135-145 362
Аннотация

В последние 10 лет интерес ученых к возбудителю оспы лошадей резко возрос в связи с получением его химерной копии и дискуссией, был ли он использован при создании ранних оспенных вакцин и опасности технологий, позволяющих восстанавливать вымершие возбудители опасных инфекций.

Цель работы – обобщение материалов по современным исследованиям вируса оспы лошадей.

Источниковая база исследования – англоязычная научная литература, доступная через сеть Интернет.

Метод исследования – анализ научных источников по оспе лошадей от общего к частному. Рассматривали ареал распространения вируса, его эпидемиологическую опасность, филогенетическое родство, данные по секвенированию генома вируса оспы лошадей и вероятность использования его при создании первых противооспенных вакцин, а также получение его химерной копии, на основе которой создана новая противооспенная вакцина – TNX-801.

Результаты и обсуждение. Вирус оспы лошадей относится к семейству поксвирусов, роду ортопоксвирусов. Классическая оспа лошадей ранее зарегистрирована только в Европе (Франция), в Монголии и в Кении. Определена полная нуклеотидная последовательность генома вируса оспы лошадей штамма MNR-76, выделенного в Монголии. Помимо генов, характерных для всех ортопоксвирусов, он включает интактные гены, специфические только для этого вируса, гомологи которых фрагментированы в геноме других ортопоксвирусов. На основе консервативной центральной области генома и части более вариабельных терминальных областей выполнен филогенетический анализ ряда ортопоксвирусов и построено филогенетическое древо. Полученные данные свидетельствуют, что вирус оспы лошадей теснее всего связан со штаммами вируса вакцины и вируса оспы кроликов. Хотя оспа лошадей в настоящее время считается исчезнувшей, возможно, ее возбудитель сохраняется в неизвестных резервуарах. Данные по секвенированию генома вируса оспы лошадей, штамм MNR-76 дают основание предполагать, что вирус оспы лошадей мог служить основой первых противооспенных вакцин. Методом синтетической биологии получена химерная копия вируса оспы лошадей, на основе которой создана новая противооспенная вакцина – TNX-801. На ее основе сконструирована рекомбинантная вакцина против SARS-CoV-2. Восстановление «вымерших вирусов» методами синтетической биологии привело к интенсивным дебатам о пользе и риске подобных исследований.

Заключение. Нельзя исключать, что использование современных генно-инженерных технологий может привести не только к разработке эффективных вакцинных препаратов, но и к получению новых ортопоксвирусов, патогенных для человека и животных, или к реинтродукции натуральной оспы, что представляет особую опасность в условиях практического отсутствия противооспенного иммунитета у населения и международного контроля над экспериментами по синтетической биологии опасных патогенов.

146-163 235
Аннотация

Накапливающаяся информация о росте числа микроорганизмов, обладающих резистентностью по отношению к применяемым антимикробным препаратам, с одной стороны, и появление информации о наличии лабораторий, в которых ведутся закрытые работы с микробными патогенами, негативные свойства которых могут быть искусственно усилены, свидетельствуют о том, что необходима разработка новых эффективных антимикробных средств с максимально широким спектром действия.

Цель работы – провести анализ современных тенденций в развитии антимикробных препаратов, комбинирующих применение известных и широко используемых антибиотиков, а также веществ с антимикробными свойствами, включая металлические наночастицы, антимикробные пептиды, с различными ферментами, которые позволяют сохранить и усилить противомикробный эффект по отношению к клеткам различных микроорганизмов.

Источниковая база исследования – преимущественно англоязычная научная литература, доступная через глобальную сеть Интернет, а также собственные опубликованные экспериментальные исследования авторов.

Метод исследования – аналитический.

Результаты. В работе рассмотрены ферменты, которые, в отличие от классических антимикробных агентов, чаще вступающих в реакции ингибирования ключевых биохимических реакций, являются катализаторами процессов, направленных на окисление и гидролиз молекул, метаболически и структурно важных для микроорганизмов. Таким образом, ферменты многократно вступают в реакции, позволяющие существенно снизить концентрации веществ, важных для жизнедеятельности микробных клеток, что приводит к их ослаблению и более эффективному действию антимикробных агентов. Чаще всего при этом сами ферменты выступают в роли носителей для молекул с антимикробным действием, что позволяет избежать неспецифического их взаимодействия с другими, прежде всего, белками, выводящими, таким образом, часть, например, антибиотиков, из активного воздействия на клетки патогенов.

Выводы. Продемонстрировано, что ферментативное усиление бактерицидного действия антимикробных агентов может быть по отношению к разным клеткам, в том числе образуемым ими сложным по составу биосистемам (биопленкам), как в несколько раз, так и на несколько порядков. Такие комбинированные с ферментами антимикробные средства могут представлять интерес для проведения санитарных обработок разных поверхностей, емкостей, помещений, в том числе биолабораторий, для введения в состав защитных и перевязочных материалов.

 

Вооружение и средства войск РХБ защиты

164-175 294
Аннотация

Одним из современных направлений совершенствования лабораторной диагностики инфекционных болезней является внедрение методов секвенирования геномов опасных патогенов. Среди них наибольшее распространение в настоящее время приобрел метод секвенирования следующего поколения (Next Generation Sequencing, NGS).

Цель работы – определить перспективные направления и проблемы внедрения методов NGS в практику войск РХБ защиты Вооруженных Сил Российской Федерации Федерации (войск РХБ защиты ВС РФ).

Источниковая база исследования – данные, опубликованных в отечественных и англоязычных научных изданиях, доступных через сеть Интернет.

Метод исследования – аналитический.

Результаты. Представлены материалы, обобщающие данные о трех поколениях технологий секвенирования (по Сэнгеру, NGS, секвенирования на основе нанопор), рассмотрены их преимущества и недостатки применительно к использованию в практике войск РХБ защиты ВС РФ. Показано, что последние тенденции в инструментах биоинформатики для анализа геномных данных сосредоточены на машинном обучении, облачных приложениях, удобных интерфейсах и программном обеспечении с открытым исходным кодом. Использование параллельных вычислений и оптимизация биоинформатических алгоритмов позволяют повысить эффективность обработки данных NGS секвенирования при неизменности технических характеристик используемого оборудования. Но поскольку большинство биоинформатических программ имеют открытый код, их сертификация органами военного управления представляется маловероятной.

Вывод. Необходимым условием успешного внедрения NGS в практику подразделений войск РХБ защиты ВС РФ является решение двух основных проблем: 1) разработка отечественной аппаратной части (компьютеров достаточной мощности), сертифицированных для защиты информации в установленном порядке и при этом имеющих полный функционал; 2) разработка соответствующих биоинформатических инструментов и баз данных, сертифицированных для защиты информации в установленном порядке и функционирующих в автономном режиме без подключения к сети интернет.

176-184 202
Аннотация

Возрастание роли высокоточного оружия (ВТО) в системе вооружения зарубежных стран обозначает необходимость совершенствования средств и способов комплексной маскировки войск, составной частью которой является применения аэрозолей. Статья является продолжением исследований по оценке эффективности маскировки объектов аэрозолями на основе расчета доли пространства, скрываемого (экранируемого) частицами аэрозоля для свободного прохождения видимого света, несущего информацию об объекте и окружающем фоне. По мнению авторов, при распознании объекта сквозь подвижную структуру аэрозоля кроме доли свободного пространства влияние на маскировку оказывает и его структура, а именно размеры ячеек от минимума до максимума, которые суммарно это пространство и составляют.

Цель работы – оценка нового фактора маскировки, то есть характера распределения в аэрозольном облаке структуры свободного пространства в зависимости от плотности аэрозоля (интегральной концентрации, г/м2) по линии визирования (наблюдения) и размера его частиц, мкм.

Метод исследования. Теоретическое моделирование прохождения света через облако аэрозоля с использованием ПЭВМ.

Обсуждение. Выполненные расчеты на ПЭВМ показывают существование вероятностного распределения ячеек свободного пространства по их величине (размеру и площади), которые и составляют суммарное значение свободного пространства, оцениваемого ранее нами в целом. Неравномерность размера ячеек обусловлена турбулентностью приземного слоя воздуха с распределенным в нем аэрозолем. Расчеты показали, что размер ячеек крайне мал: не более 100 мкм2.

Заключение. Малый размер ячеек и их динамическое распределения в пространстве в ходе распространения облака аэрозоля может рассматриваться в математическом плане как дополнительное слагаемое вероятности маскировки, за счет невосприятия (неразличения) маскируемых объектов. Термин новый и, возможно, требует уточнения, как в теоретическом плане, так и в ходе экспериментов в аэрозольной камере. Но его смысл заключается в существовании минимального предельного телесного угла различия (восприятия) глазом человека пикселей видимой информации сквозь подвижную структуру аэрозольного облака на определенной дальности наблюдения.

185-198 223
Аннотация

Представленная в открытых источниках информация о роли отечественных специалистов в открытии внехромосомных факторов наследственности (плазмид) у чумного микроба (Yersinia pestis) скудна и разрозненна, а ведущий вклад отечественных военных ученых в решение этой задачи остается в тени.

Цель работы – обобщение имеющихся фактов и материалов об истории открытия внехромосомных факторов наследственности (плазмид) у чумного микроба.

Источниковая база и методы исследования. Анализировались открытые зарубежные и отечественные источники по рассматриваемой проблеме, в том числе архивные документы филиала 48 ЦНИИ МО РФ (г. Киров), ранее недоступные.

Результаты и обсуждение. В 1972 г. ученые США на основании экспериментальных данных сделали вывод об отсутствии у чумного микроба (Yersinia pestis) внехромосомной ДНК. В 1975–1977 гг. военные ученые НИИ микробиологии МО СССР (НИИМ, ныне – филиал 48 ЦНИИ МО РФ, г. Киров) с использованием равновесного ультрацентрифугирования, электронной микроскопии и электрофореза в агарозном геле обнаружили у возбудителя чумы три собственные плазмиды с молекулярными массами 6,4; 47 и 67 мегадальтон (МД) и показали, что первая из них кодирует синтез пестицина I, фибринолизина и плазмокоагулазы; вторая определяет признак кальцийзависимости и синтез антигенов V и W; третья детерминирует синтез антигена FI и мышиного токсина. В 1978 г. была подана заявка на научное открытие, авторами являлись Т.Г. Абдуллин, Е.В. Смирнов и И.В. Дармов (от НИИМ), а также академик И.В. Домарадский – руководитель лаборатории ВНИИсинтезбелок (г. Москва). Официальный диплом СССР на научное открытие за № 001 под шифром

«Плазма» был выдан в 1983 г., приоритет открытия – 27 декабря 1977 г. Первые публикации в отечественной и зарубежной литературе, подтверждающие истинность открытия, появились лишь в 1980–1981 гг. На основе открытия были созданы новые вакцинные штаммы и штаммы-суперпродуценты протективных антигенов.

Заключение. На основании анализа данных литературы и архивных материалов показана ведущая роль отечественных военных ученых в открытии собственных плазмид у чумного микроба.

Рецензия



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5728 (Print)
ISSN 3034-2791 (Online)