ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ КОНВЕНЦИЙ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Зарин и его компоненты все чаще рассматриваются экстремистскими организациями в качестве средства химического террора, о чем свидетельствуют случаи его применения членами экстремистской организации «Аум Синрикё» в Японии для заражения воздуха в столичном метро в 1995 г. и бандформированиями ИГИЛ (организация запрещена в Российской Федерации) в Сирии в 2013 г. Благодаря своим физико-химическим свойствам и способности растворяться в воде в любых соотношениях, зарин способен заражать водные источники на продолжительный период. Для исследования проб воды на содержание зарина, его прекурсоров и продуктов деструкции, особенно при необходимости определения в концентрациях менее 0,03 ppm (3×10-5 мг/ мл), чувствительность пламенно-фотометрического детектора (ПФД) оказывается не всегда достаточно гарантированной. Нами установлено, что более высокая чувствительность детектора может быть достигнута при повышении в инжекторе давления газа-носителя (гелий) до 25 psi и температуры до 250 °С с применением односегментного подъема температуры в термостате со скоростью 10 оС/мин от 40 оС (1 мин) до 280 оС (5 мин) при потоке водорода в ПФД – 75 мл/мин, воздуха – 100 мл/мин, гелия – 60 мл/мин. По сравнению с исходным способом, предлагаемый более чувствителен при концентрации зарина в воде в интервале от 6×10-6 до 1×10-4 мг/мл до 1,7 раза. Апробация предлагаемых оптимальных условий проводилась при газохроматографическом определении зарина в пробах воды в ходе профессиональных тестов по программе ОЗХО, исследовании арбитражных проб, выполнении научно-исследовательских работ и проведении национальной аккредитации Лаборатории химико-аналитического контроля 27 НЦ МО РФ. Условия, выработанные в ходе определения зарина и обеспечившие более высокую чувствительность ПФД, могут успешно использоваться при проведении газохроматографических исследований с пламенно-фотометрическим детектированием любых фосфорорганических химикатов.
ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОТ ХИМИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
Цель данной работы – выявление технологий получения материалов и тканей со специальными свойствами, обеспечивающих защиту от токсичных химикатов и болезнетворных микроорганизмов, обладающих свойствами «самоочищения» (самодегазации) и предназначенных для разработки средств индивидуальной и коллективной защиты. Рассмотрены результаты использования новых защитных материалов и тканей при создании современных фильтрующе-сорбирующих средств защиты и экипировки «солдата будущего». Показано, что вне зависимости от способа получения защитных материалов на основе активного угля или сорбентов, свойствами «самоочищения» они не обладают. Их общим существенным недостатком является возможность десорбции токсичных веществ. Кроме этого, также существует ограниченность защитных свойств сорбционной емкостью активного угля (углеродных волокон) и, как следствие, ограниченность по длительности периода времени, в течение которого гарантируется отсутствие паров токсичного химиката за слоем защитного материала. Этот период времени, как правило, не превышает 24 ч. При создании фильтрующих тканей в ближайшей перспективе технология электропрядения, как сама по себе, так и в комбинации с нанотехнологиями, позволит создать широкий спектр материалов с различными свойствами, в том числе противоаэрозольными, дегазирующими, индицирующими, антимикробными и т. д. Из металлоорганических каркасных структур (МОК) при создании средств для дегазации и индикации ОВ, средств индивидуальной защиты и очистки воды, заслуживают внимания МОК на основе циркония, NU-1000, UiO-66. Проведенный анализ данных, полученных в сфере создания фильтрующе-сорбирующих «самоочищающихся» (самодегазирующихся) материалов для средств индивидуальной защиты, показал, что такие свойства материалы могут приобретать за счет их функционализации при использовании наноразмерных металлосодержащих частиц, проявляющих антибактериальные свойства, а также ферментов, катализирующих гидролиз ряда высокотоксичных соединений и продуктов их деструкции.
ХИМИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В ВОЙНАХ И КОНФЛИКТАХ
В третьей работе цикла статей об ирано-иракской войне 1980–1988 гг. рассмотрены медицинские последствия применения химического оружия. При ее подготовке использовались официальные документы и материалы ООН, рассекреченные документы ЦРУ, а также другие открытые западные и иранские источники. Показано, что химическая война против Исламской Республики Иран велась в условиях значительно возросшей мощи химического оружия, когда иракская армия имела возможность с помощью авиации осуществлять многократные массированные химические удары на оперативную глубину и использовать реактивные системы залпового огня для массированного применения отравляющих веществ (ОВ) в тактической зоне. На отдельных участках фронта летальность от сернистого иприта достигала 30 %, что было невозможно в Первую Мировую войну. Неготовность иранской армии к химической войне привела к серьезным безвозвратным потерям среди иранских военнослужащих во время войны (25 тыс. человек) и к тяжелым отдаленным последствиям для здоровья выживших (не менее 100 тыс. человек). Как и в Первую Мировую войну, в этой войне сернистый иприт оказался «королем газов», сделав калеками десятки тысяч человек. Иранскими учеными было установлено, что после излечения острых поражений в госпиталях, патологический процесс, вызванный действием ОВ, не прекращается, а входит в фазу отложенных последствий, проявляющихся с возрастом пациента. Со стороны органов дыхания – это обструктивные процессы в легких («ипритное легкое»), имеющие необратимый характер. На 2014 г. около 45 тыс. иранцев страдали поздними респираторными осложнениями, вызванными сернистым ипритом. Со стороны кожи – это экземоидный дерматит, витилиго, псориаз и дискоидная красная волчанка. Со стороны глаз – отсроченный язвенный кератит и различные поражения в неврологических тканях глаза и сосудистой системы глазного дна. Со стороны сердечно-сосудистой системы – «легочное сердце» и эктазия коронарных артерий. Со стороны репродуктивных органов мужчин – кроме прямого калечащего действия, эректильная дисфункция и бесплодие, вызванные патологическим влиянием сернистого иприта на ось «гипоталамус-гипофиз-семенник», нарушающие секрецию репродуктивных гормонов и сперматогенез. Рассмотрены и другие патологии. В статью включено большое количество фотографий, схем и изображений, ранее не публиковавшихся в отечественной медицинской литературе.
Хроника
ISSN 3034-2791 (Online)