РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ КОНВЕНЦИЙ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) была принята Генеральной Ассамблеей ООН 30 ноября 1992 г. Вступила в силу 29 апреля 1997 г. Цель работы – рассмотреть историю подписания и основные положения КЗХО. Попытки разработать международное соглашение, ограничивающее применение ядов и различных токсических веществ в боевых действиях, предпринимались еще в XVII в., когда в 1675 г. в Страсбурге между Францией и Германией (Священной Римской империей) было заключено соглашение о неприменении отравленных пуль. В ходе Первой и Второй мирных конференций в Гааге (1899 г. и 1907 г.) ее участники обязались не употреблять в ходе военных действий яд или отравленное оружие, а также оружие, снаряды и вещества, способные причинять излишние страдания. Первая Мировая война показала, что этот запрет оказался не действенным, так что химическое оружие появилось на поле боя. После войны был разработан Протокол «О запрещении применения на войне удушающих, ядовитых и других подобных газов, и бактериологических средств», известный как Женевский протокол 1925 г. Он не запрещал присоединившимся к нему государствам разрабатывать и производить химическое оружие. Они брали на себя обязательство его не применять в отношении государств, присоединившихся к Протоколу, а также сохраняли за собой право на ответное применение химического оружия, этим «правом» гарантировалось соблюдение Протокола. Однако, как показала ирано-иракская война (1980–1988 гг.), в отношении государства, не обладающего химическим оружием, такая гарантия могла не сработать. Широкое применение Ираком химического оружия против иранских войск ускорило процесс разработки международно-правового документа – КЗХО, первого в мире многостороннего соглашения по разоружению, предусматривающего в течение установленного срока ликвидацию целого класса оружия массового поражения – химического. К настоящему времени к ней присоединились 192 государства. Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя в рамках КЗХО обязательства – в сентябре 2017 г. был уничтожен последний российский химический боеприпас.
Биологическая безопасность и защита от биологических угроз
Пандемия COVID-19 поставила перед мировым здравоохранением множество вопросов, ответы на которые можно дать только в ходе ее тщательного изучения. В начальном периоде пандемии (первые числа января 2020 г.) она рассматривалась как локальная вспышка эмерджентной коронавирусной инфекции с неустановленной возможностью передачи от человека к человеку. Однако уже 11 марта 2020 г. ВОЗ объявила пандемию COVID-19. Цель работы – анализ возможных сценариев развития эпидемии заболевания в России. Заражение COVID-19 происходит, в основном, на ранней стадии болезни, когда больные еще не диагностированы. Это обстоятельство является кардинальным отличием COVID-19 от SARS и MERS, при которых больные становятся заразными уже после проявления признаков заболевания. На основании изучения динамики изменения ряда эпидемиологических характеристик проведено сравнение эпидемии в России с эпидемиями в КНР, Италии, Германии и США. Сделан вывод о том, что эпидемия COVID-19 в России отличается тем, что ее эпицентром в России стал столичный регион (Москва и Московская область), являющийся крупнейшим центром транспортных коммуникаций. Рассмотрены варианты развития эпидемии в России в зависимости от интенсивности проводимых противоэпидемических мероприятий. Для описания распространения эпидемии была использована модель SIR (англ. Susceptible Infected Recovered – уязвимые, зараженные, выздоравливающие), предложенная шотландскими эпидемиологами Кермаком и Маккендриком (W.O. Kermack, A.G. McKendrick). Полученные данные позволяют ориентировочно определить дату окончания активной фазы эпидемии COVID-19 (после которой возможна регистрация лишь ограниченного количества случаев заболевания, которое не превосходит пороговое значение). Данная дата наступает приблизительно через 6 нед. после завершения фазы выхода эпидемии на плато. Начало фазы выхода на плато эпидемии COVID-19 – первые числа мая 2020 г., схода с плато – середина июня 2020 г. Ориентировочный срок завершения эпидемии – 8–25 августа 2020 г.; общее количество лиц с подтвержденным диагнозом заболевания составит 991–1122 тыс. человек.
ХИМИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В ВОЙНАХ И КОНФЛИКТАХ
После разгрома иракской армии в Кувейте в феврале 1991 г., 3 апреля Советом Безопасности ООН (СБ ООН) принята резолюция № 687, потребовавшая от Ирака безоговорочного согласия на уничтожение, изъятие или обезвреживание под международным контролем всего химического оружия и всех его запасов и относящихся к нему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обслуживающих и производственных объектов. Эта операция ООН – не первое принудительное разоружение победителями побежденных, но она послужила толчком к завершению работы над Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, т.е. уничтожению целого класса оружия массового поражении. Цель работы – показать, каким образом происходила ликвидация химического оружия в Ираке. Уничтожение иракского химического оружия включало формирование правовой базы (резолюция СБ ООН № 687); организацию специальной комиссии ООН, которая должна была заниматься поиском и уничтожением такого оружия (ЮНСКОМ) непосредственно на территории Ирака; меры политического, экономического (санкции ООН) и военного принуждения (операция США и Великобритании «Лис в пустыне»). Летом 1991 г. ЮНСКОМ сформировала Консультативную группу по уничтожению, занимавшуюся разработкой технологий уничтожения химического оружия, отравляющих веществ (ОВ) и их прекурсоров. Их уничтожение осуществлено в период с октября 1992 г. по май 1994 г. на территории «Государственного предприятия аль-Мутанна». Зарин, циклозарин, табун и их прекурсоры были уничтожены путем гидролиза в щелочном водном или водно-спиртовом растворе с использованием переоборудованной производственной установки. Уничтожено 76 т зарина и его смеси с циклозарином, а также 40 т табуна. Для сернистого иприта использовался метод прямого сжигания при высокой температуре на заводе, созданном по проекту Консультативной группы. Уничтожено около 400 т жидкого сернистого иприта. Боеприпасы и контейнеры после извлечения ОВ были уничтожены с использованием специально разработанного процесса взрывной вентиляции и одновременного сжигания. Всего уничтожено 30 химических боеголовок для баллистических ракет «аль-Хусейн», 12,8 тыс. 155-мм ипритных снарядов, 40,5 тыс. 122-мм ракет для РСЗО, снаряженных зарином/циклозарином. В целом ЮНСКОМ решил задачу химического разоружения Ирака. В статье подробно описаны технологии уничтожения ОВ и химического оружия Ирака.
Вооружение и средства войск РХБ защиты
Постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации, усиление требований к оперативности формирования проектов программ и планов военного строительства, а также к точности моделей и методик, применяемых для прогнозирования результатов деятельности в области обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, предопределяют актуальность комплексной автоматизации процессов обоснования перспектив развития вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты. Ее обеспечение возможно внедрением в практику программного управления развитием вооружения современных информационных технологий, прогрессивных методов анализа данных и усовершенствованного научно-методического обеспечения. Цель работы – создание информационно-вычислительного комплекса для поддержки принятия решений по совершенствованию системы вооружения войск РХБ защиты Вооруженных Сил Российской Федерации. Работа основывается на методах проектирования и разработки баз данных, системного анализа, реляционной алгебры, объектно-ориентированном подходе к формированию автоматизированных систем. В ходе проведения исследований разработаны концептуальные положения, определяющие схему функционирования, структуру и содержание базы данных информационно-вычислительного комплекса, организацию автоматизированной информационно-аналитической работы в интересах обеспечения принятия решений в области развития В и С РХБЗ.
Повседневная деятельность войск РХБЗ
В 2016 г. в Ямало-Ненецком автономном округе была зарегистрирована крупнейшая за последние десятилетия вспышка сибирской язвы среди оленей и людей. Развитие чрезвычайной ситуации привело к существенному экономическому и материальному ущербу для региона. Для ликвидации последствий данной эпизоотии были привлечены федеральные органы исполнительной власти и силы и средства научно-исследовательских организаций войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации. Цель работы – обобщить роль научно-исследовательских организаций (НИО) войск РХБ защиты ВС РФ в обеспечении эпидемического и эпизоотического благополучия ЯНАО по сибирской язве в период 2016–2018 гг. Специалистами ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России во взаимодействии с территориальными подразделениями Россельхознадзора, Роспотребнадзора и органами исполнительной власти ЯНАО был разработан «Комплексный план мероприятий по профилактике сибирской язвы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017–2020 гг.». В Плане нашли отражение мероприятия по мониторингу эпизоотической ситуации, по контролю за перемещением животных и продукции животного происхождения, за вакцинацией лиц из группы риска и животных, а также систематический контроль эпизоотического и санитарно-эпидемиологического благополучия (отбор проб). Благодаря осуществлению этих мероприятий, вспышку сибиреязвенной инфекции на Ямале удалось локализовать к осени 2018 г. С целью контроля обстановки на местах эпизоотии 2016 г. специалистами НИО войск РХБ защиты ВС РФ в 2018 г. был осуществлен отбор и доставка биологических проб на лабораторную базу ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России для их углубленного исследования. По результатам исследований биологических образцов, доставленных с территории ЯНАО, установлено, что новых, нетипичных для данной территории штаммов возбудителя сибирской язвы, выявлено не было. Генетический материал Bacillus аnthracis, проанализированный специалистами филиала ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России по 18 VNTR-локусам, показал, что он идентичен генотипу штамма, выделенного в ЯНАО в 2016 г. штамма Ямал-1.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ
Отдельные фосфорорганические соединения обладают высокой токсичностью и могут быть использованы в качестве боевых отравляющих веществ (ОВ). Однако некоторые классы органических соединений фосфора могут вызывать так называемую отсроченную нейротоксичность. С момента открытия в 1899 г. и до настоящего времени проводятся обширные исследования отсроченной нейротоксичности, вызванной фосфорорганическими соединениями. Массовые отравления жителей США и Марокко в прошлом веке продемонстрировали высокую опасность веществ, вызывающих нейротоксичность, и дали мощнейший толчок исследованиям этого явления. Кроме отсроченных эффектов, некоторые соединения фосфора усиливают действие уже известных боевых ОВ, повышая их токсичность более чем в 10 раз. Исследования в этом направлении ведутся под эгидой оборонных ведомств США, Канады и Нидерландов. Широкое распространение соединений фосфора в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, длительный скрытый период и необратимость поражений, вызываемых нейротоксичными ФОС, обуславливают их потенциальную угрозу для безопасности Российской Федерации.
Хроника
ISSN 3034-2791 (Online)