Preview

Вестник войск РХБ защиты

Расширенный поиск
Том 9, № 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ КОНВЕНЦИЙ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

305-321 86
Аннотация

Основные моменты
- изучение механизмов эпигенетического наследования открывает возможности создания биологических поражающих агентов нового типа и, соответственно, изменения целей и способов ведения биологической войны;
- использование эпигенетических механизмов для манипуляции экспрессией генов in vivo требует разработки строгих международных протоколов регулирования, систем биобезопасности и широкой общественной дискуссии о этических границах научного вмешательства.
Актуальность. Обусловлена взрывным интересом молекулярных биологов к изучению малых РНК и вызываемых ими эпигенетический изменений в наследовании фенотипических признаков. 
Цель исследования – выявить уровень и направления исследований малых РНК, способных вызывать патологические процессы.
Источниковая база исследования. Статьи из научных журналов, доступные через поисковую систему PubMed.
Метод исследования. Аналитический.
Результаты. В настоящее время уровень изученности эпигенетических механизмов управления генами позволяет целенаправленное управление экспрессией генов in vivo и воздействие на будущие поколения через эпигенетические модификации. Установлены сотни патологических состояний, вызванные вмешательством в эпигенетическую регуляцию фенотипических признаков. Разработаны технологии искусственного введения в половые клетки определенных малых РНК (sRNA), не являющихся «продуктом» материнского/отцовского «генетического материала». Эти sRNA накапливаются в половых клетках (ооцитах, сперматозоидах) и после оплодотворения передаются потомству, т.е. следующему поколению (поколениям). sRNA известны своей долговременной стабильностью и устойчивостью к РНКазам. Они могут проникать в организм человека с пищей, аэрозольным путем, парентерально (вакцины, препараты ДНК и РНК) и передаваться в следующие поколения. 
Заключение. Развитие технологий эпигенетического управления генами несет в себе беспрецедентные риски. Неконтролируемое или злонамеренное применение этих инструментов способно привести к катастрофическим последствиям, включая резкий рост патологий у последующих поколений вследствие нецелевых эффектов, которые могут наследоваться; нарушения генетической стабильности человеческой популяции из-за непредсказуемых долгосрочных последствий вмешательства в эпигеном, а также целенаправленную депопуляции отдельных этнических групп или человечества в целом.

322-344 35
Аннотация

Основные моменты
- Установление вины в нарушении Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КЗХО) требует доказательства причастности конкретных лиц, чью ДНК необходимо идентифицировать по биологическим следам на месте инцидента.
- Дегазирующие рецептуры, применяемые при обработке места инцидента, могут разрушать ДНК, что делает невозможным генотипирование.
- Разработан алгоритм действий на месте химического инцидента, обеспечивающий сохранность биологических следов для последующего криминалистического анализа.
Актуальность. Обусловлена необходимостью объективного доказывания причастности лиц к химическим инцидентам через анализ ДНК-содержащих следов, что требует их защиты от разрушения.
Цель работы – научное обоснование алгоритма действий на месте химического инцидента для сохранения вещественных доказательств.
Источниковая база исследования. Публикации в рецензируемых научных журналах, в том числе доступные через глобальную сеть Интернет.
Метод исследования. Аналитический.
Результаты исследования. Определена криминалистическая значимость биологических следов с ДНК на месте химического инцидента. Нами оценены риски утраты ДНК-информации под воздействием дегазирующих рецептур. Установлено, что хлорсодержащие реагенты разрушают ДНК, тогда как составы на основе оксидов магния, титана, 2-аминоэтанола и гипохлорита кальция – нет. Разработан алгоритм, предусматривающий приоритетный сбор биоматериала до дегазации или применение рецептур, не разрушающих ДНК.
Заключение. Для сохранения доказательств до проведения криминалистического анализа необходимо исключить использование разрушающих ДНК дегазаторов или применять нейтральные составы.

345-369 45
Аннотация

Основные моменты
- в зоне специальной военной операции отмечается применение украинскими вооруженными и террористическими формированиями нелетальных отравляющих веществ, что является нарушением Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КЗХО);
- разработан хромато-масс-спектрометрический способ, позволяющий установить факт отравления BZ и его аналогами по их метаболитам в моче и плазме крови.
Актуальность. Начиная с 2022 г., в зоне СВО дважды фиксировались случаи обнаружения вещества EA-3167, структурного и функционального аналога инкапаситанта BZ, включенного в Список 2 КЗХО. Отмечены случаи отравления российских военнослужащих. Несмотря на давнее открытие самого BZ, сведения о его метаболизме и возможных маркерах отравления, опубликованные в открытых источниках, крайне неполны и недостаточны.
Цель работы – обнаружение и структурная идентификация метаболитов BZ в моче и плазме крови крыс; оценка относительного содержания BZ и его метаболитов.
Материалы и методы. Жидкостная и газовая хроматография-масс-спектрометрия высокого разрешения. Оценка относительного содержания метаболитов BZ проводилась исходя из величин интенсивностей (площадей) пиков метаболитов в условиях жидкостной хроматографии-масс-спектрометрии высокого разрешения. Определялись характеристики метаболитов, характерных для отравления BZ.
Результаты. В моче и плазме крови крыс предположительно идентифицировали более 40 метаболитов BZ, образованных в результате окислительных и (частично) гидролитических модификаций исходной молекулы. Структуры окисленных метаболитов фазы I содержали до четырех дополнительных атомов кислорода, входящих в состав гидроксильных групп на фенильных остатках и N-оксида. Метаболиты фазы I подвержены интенсивному конъюгированию с образованием O-метильных и глюкуронидированных форм, а также их комбинаций. Было найдено, что содержание ряда метаболитов в моче (в том числе глюкуронида дигидроксилированного метилированного метаболита) увеличивалось вплоть до 24 ч после экспонирования. Неизмененный BZ присутствовал в моче крыс лишь в небольших концентрациях.
Выводы. Для подтверждения отравления BZ методом хроматографии-масс-спектрометрии наиболее удобны моногидроксилированные, N-окисленные и дигидроксилированные метилированные формы. При значительном времени после отравления рекомендуется обнаружение глюкуронидов моногидроксилированных и дигидроксилированных метилированных метаболитов.
Практическая значимость работы. Разработанный подход позволяет объективно подтверждать факт отравления инкапаситантом BZ и его аналогами по стабильным метаболитам в биосредах. Результаты работы имеют важное прикладное значение для химико-аналитического обеспечения контроля за соблюдением КЗХО и судебно-медицинской экспертизы.

ХИМИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В ВОЙНАХ И КОНФЛИКТАХ

370-382 45
Аннотация

Основные моменты
Эпидемия лихорадки долины Рифт (ЛДР) в Египте (1977 г.) была искусственно вызвана американскими военными во время египетско-израильского конфликта.
Созданный высокопатогенный для человека штамм вируса распространился по Африке и за ее пределами.
Актуальность. Деятельность военно-биологических лабораторий США, включая сбор патогенов, угрожает глобальной биобезопасности, особенно вблизи границ России.
Цель исследования – изучение причин эпидемии ЛДР в Египте (1977 г.).
Источниковая база исследования. Англоязычные научные публикации из Интернета и научных библиотек.
Метод исследования. Аналитический.
Обсуждение. Вспышка началась 28 сентября 1977 г. в военных лагерях и прилегающих деревнях, поразив ~18 тыс. человек. Зона заражения имела сигарообразную форму, характерную для аэрозольного применения биологического агента. Направление ветра перед эпидемией совпадало с осью распространения. Летальность достигла 3,3 %. Ранее ЛДР севернее Сахары не регистрировали, а в эндемичных районах протекала легко. В 1960-х гг. Медицинский научно-исследовательский институт инфекционных заболеваний армии США (United States Army Medical Research Institute of Infectious Diseases, USAMRIID) модифицировал вирус ЛДР, создав высокопатогенный штамм и биологические боеприпасы на его основе. Перед вспышкой персонал американской лаборатории NAMRU-3 и войск ООН был вакцинирован экспериментальной вакциной NDBR-103. NAMRU-3 идентифицировал возбудитель за 30 ч (в других вспышках – до 6 мес.). В целом, анализ сведений об эпидемии ЛДР в Египте в 1977 г. показывает, что ее характеристики во многом соответствуют критериям «неправильной эпидемиологии болезни», доказывающим ее искусственное происхождение.
Выводы. Эпидемия ЛДР в Египте – результат биологической атаки США с использованием штамма, вероятно, созданного на основе изолята Zimbabwe-1974. Его распространение привело к вытеснению менее патогенных вариантов в Африке. Случай демонстрирует опасность военно-биологических программ США для мира.

ВООРУЖЕНИЯ И СРЕДСТВА ВОЙСК РХБ ЗАЩИТЫ

383-398 66
Аннотация

Основные моменты
- проведено сравнительное исследование пригодности отечественной платформы «Нанопорус» и зарубежного аналога MinION для решения задач войск РХБ защиты;
- доказана сопоставимая эффективность платформы «Нанопорус» после применения алгоритмов постобработки;
- ключевые преимущества платформы «Нанопорус»: экономическая эффективность и возможность автономной работы.
Актуальность. Обусловлена необходимостью развития отечественных технологий для оперативной идентификации патогенных биологических агентов (ПБА) в полевых условиях войсками РХБ защиты ВС РФ.
Цель исследования – комплексный обзор теоретических основ и практического использования технологии нанопорового секвенирования, а также перспектив ее внедрения в войсках РХБ защиты ВС РФ.
Материалы и методы. Сравнивали качество сборки геномов систем секвенирования «Нанопорус» (Нанопорус, Россия) и MinION (Oxford Nanopore Technologies, Великобритания). В качестве биологической модели использовали референсный штамм E. coli XL1-Blue (Евроген, Россия). Проведено экспериментальное нанопоровое секвенирование с выделением ДНК, подготовкой библиотек и последующей биоинформатической обработкой данных с использованием инструментов Flye и Medaka. Анализ полноты и точности сборки генома – по показателям N50 и Q-score.
Результаты. Показано, что отечественная платформа «Нанопорус» обеспечивает высокое качество сборки геномов, сопоставимое с результатами, полученными на системе MinION, но при значительно меньших эксплуатационных затратах. Платформа компактна и пригодна для автономной работы в полевых условиях.
Заключение. Платформа «Нанопорус» перспективна для интеграции в состав мобильных лабораторий войск РХБ защиты ВС РФ и может быть использована для решения задач идентификации ПБА.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5728 (Print)
ISSN 3034-2791 (Online)